Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

О ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

21.01.2015

Экономика

В Волжскую городскую Думу поступил ответ из Министерства экономического развития РФ по вопросу о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, в конце 2014 г. депутаты ВГД направили соответствующее обращение (Постановление №22/202 от 24 октября 2014 г.) Председателю Правительства РФ Д. А. Медведеву. Это обращение в свою очередь стало результатом совместной деятельности Волжской торгово-промышленной палаты и постоянной депутатской комиссии по промышленности и развитию предпринимательства (председатель – И. Л. Пермяков) Подробнее в материале «Сохранить малый и средний бизнес».

Информационные материалы по результатам рассмотрения обращения Волжской городской Думы по вопросу о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства

1. По вопросу освобождения от налогообложения в первые три года деятельности (налоговые каникулы) вновь созданных малых предприятий.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, подготовленные Минфином России совместно с Минэкономразвития России проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 346.20 и главу 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – законопроекты), предусматривающие, в том числе, предоставление субъектам Российской Федерации права в период 2015-2020 гг. устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей налоговую ставку в размере 0% в рамках применения ими упрощенной или патентной систем налогообложения в течение двух налоговых периодов (налоговые каникулы).

Законопроектами закреплено, что субъект Российской Федерации самостоятельно определяет виды деятельности индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых применяются налоговые каникулы.

При введении налоговых каникул субъект Российской Федерации также вправе определить:

– среднюю численность работников индивидуального предпринимателя, на которого распространяется льгота;

– предельный размер дохода индивидуального предпринимателя, при превышении которого действие льготы прекращается. В случае если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, предельный размер дохода может быть уменьшен не более чем в 10 раз (с 60 млн. рублей до 6 млн. рублей).

Рассматриваемая мера направлена на снижение барьеров для старта предпринимательской деятельности и снижение неформальной занятости в сфере малого е среднего предпринимательства.

Целевой группой для предоставления льготы выбраны впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, а не юридические лица. Предоставление налоговых каникул данной категории предпринимателей позволяет исключить риски возможных злоупотреблений: льгота предоставляется один раз, в течение определенного временного интервала и конкретному физическому лицу.

При этом введение налоговых каникул для созданных малых предприятий – юридических лиц – требует разработки механизма, при котором право на налоговые каникулы предоставляется однократно с «привязкой» к учредителю юридического лица. В случае отсутствия такого механизма существует высокий риск регистрации новых субъектов малого предпринимательства исключительно в целях получения права на применение налоговых каникул.

В то же время двухлетний срок предоставления льготы по уплате налогов обусловлен тем, что период начала предпринимательской деятельности, как правило, связан со значительными финансовыми и административными издержками. При этом доход предприятия на этом этапе достаточно нестабилен, в связи с чем на первые два года деятельности приходится максимальное число решений о закрытии бизнеса.

2. По вопросу снижения стоимости патента и отмены регистрации в качестве индивидуального предпринимателя для физических лиц, действующих в рамках самозанятости.

В первом полугодии 2014 года во исполнение пункта 12 Протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 23.08.2013 № 3 Минфином России совместно с Минэкономразвития России проведен анализ практики применения патентной системы налогообложения, результаты которого представлены в Правительство Российской Федерации.

По результатам анализа сформулированы направления дальнейшего совершенствования патентной системы налогообложения, такие как:

– дифференциация размера потенциально возможного к получению годового дохода при применении патентной системы налогообложения в зависимости 01 места ведения предпринимательской деятельности (в целях учета специфики ведения предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях);

– уменьшение стоимости патента на размер уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (при условии определения способов и источников компенсации выпадающих доходов местных бюджетов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации);

– уточнение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальными предпринимателями может применяться патентная система налогообложения.

Предложение о наделении субъектов Российской Федерации правом устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от места ведения деятельности реализовано в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. № 244-ФЗ «0 внесении изменений в статьи 34643 и 34645 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Указанным законом также отменен минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (100 тысяч рублей). Таким образом, с 1 января 2015 года субъекты Российской Федерации наделяются правом снижать налоговую нагрузку на индивидуальных предпринимателей за счет установления пониженных размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Кроме того, в упомянутых ранее законопроектах содержатся положения, направленные на упрощение процедур применения патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами.

В частности, предусмотрено:

– введение в главу 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации понятия самозанятые граждане;

– изменение процедуры постановки на учет в качестве налогоплательщиков патентной системы налогообложения и одновременно в качестве индивидуального предпринимателя самозанятых граждан (датой постановки на учет считается дата начала действия патента);

– изменение процедуры снятия с учета (снятие с учета автоматических в течение 5 дней со дня истечения срока действия патента);

– добавление в форму патента для налогоплательщиков – самозанятых граждан сведений о расчете страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

– изменение сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (не позднее срока истечения действия патента).

3. По вопросу закрепления права субъектов много предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности работать в том же порядке, что действовал на момент их государственной регистрации, в случае если изменение законодательства устанавливает для них менее благоприятные условия по сравнению с ранее действующим.

Следует отметить, что право законодательной инициативы определено статьей 104 Конституции Российской Федерации, при этом какие-либо ограничения по срокам принятия новых законодательных актов не установлено.

Органы, обладающие правом законодательной инициативы, вправе разрабатывать предложения о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Таким образом, даже в случае принятия законодательного акта, указанный акт может быть изменен или отменен, приняты новые законодательные и иные нормативные акты.

Кроме того, полагаем, что реализация рассматриваемого предложения приведет к существенному сокращению возможности осуществления нормативно-правового регулирования общественных отношений и, как следствие, ограничит возможности своевременного принятия решений, связанных с изменением экономической конъюнктуры в стране.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в целях недопущения ухудшения положения налогоплательщиков (физических лиц и организаций) перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г, предусмотрено обеспечение в период с 2015 по 2018 год включительно неизменности условий налогообложения и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, установленных до 1 января 2015 г. соответственно законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации о страховых взносах.

4. По вопросу разработки единого налога для много предпринимательства, который бы вобрал в себя все налоги и обязательные платежи, максимально упрощая ведение налогового учета.

Минэкономразвития России поддерживает предложения об упрощении ведения налогового учета субъектами малого предпринимательства. В то же время Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает право предпринимателя на применение специальных налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Применение любого специального налогового режима является добровольным.

Таким образом, у предпринимателя есть возможность выбора режима налогообложения с учетом специфики видов экономической деятельности, которые он осуществляет, и ожидаемого уровня доходности бизнеса.

В отношении взаимной увязки налогового платежа и обязательных платежей во внебюджетные фонды отмечаем, что данное предложение прорабатывается в рамках работы над упомянутыми ранее законопроектами.

5. По вопросу отнесения к налоговым доходам органов местного самоуправления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и произведения его зачисления в бюджеты муниципальных образований по нормативу 100 процентов.

Минэкономразвития России поддерживает предложение по расширению источников доходов бюджетов муниципальных образований в целях повышения уровня их вовлеченности в деятельность по созданию условий для развития малого предпринимательства.

Расширение источников доходов местных бюджетов возможно осуществить за счет передачи 100% доходов от упрощенной системы налогообложения в бюджет муниципалитетов.

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 31 января 2014 г. № ШЗ-4143 Минэкономразвития России совместно с Минрегионом России провело сравнительный анализ развития малого бизнеса в регионах, в которых доходы от применения упрощенной системы налогообложения зачисляются в том числе в местные...бюджеты, по отношению к регионам, в которых доходы от применения упрощенной системы налогообложения полностью зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации.

В 2013 году доля поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в консолидированном бюджете Российской Федерации составила 3,6%. Доля таких поступлений в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в 2013 году варьировалась от 0,6% (Ненецкий автономный округ) до 11,8% (Калининградская область), что говорит о незначительной роли упрощенной системы налогообложения в формировании бюджетных доходов.

Согласно статье 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право закреплять за местными бюджетами единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налоговых сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данное право может, в частности, применяться в отношении налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В 2012 году, согласно данным ФНС России, 26 субъектов Российской Федерации передали в общей сложности на местный уровень почти 25 млрд. рублей, полученных от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (за исключением упрощенной системы налогообложения на основе патента), что составляет чуть более 13% от всех поступлений по данному налогу. При этом 8 из 26 регионов передали в местные бюджеты 100% доходов от применения упрощенной системы налогообложения.

В 2013 году 31 субъект Российской Федерации осуществил передачу доходов от применения упрощенной системы налогообложения на местный уровень в общем объеме 41,9 млрд. рублей (примерно 20% от всех поступлений по данному налогу). При этом уже 10 регионов передали в местные бюджеты 100% доходов от применения упрощенной системы налогообложения (Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Чеченская Республика, Брянская, Калужская, Московская, Мурманская области, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа).

Анализ статистических данных о развитии малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации не позволяет сделать однозначный вывод о том, что передача доходов от применения упрощенной системы налогообложения в местные бюджеты влияет на уровень развития малого предпринимательства: положительная динамика основных показателей деятельности малых предприятий (количество малых предприятий, численность занятых на них, объем оборота и объем инвестиций в основной капитал) наблюдается как в субъектах Российской Федерации, в которых доходы от применения упрощенной системы налогообложения зачисляются в том числе в местные бюджеты, так и в субъектах Российской Федерации, в которых доходы от упрощенной системы налогообложения полностью зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации.

В целях сбора дополнительной информации Минэкономразвития России провело опрос ряда субъектов Российской Федерации, в которых доход от применения упрощенной системы налогообложения полностью или частично передан на местный уровень, в том числе: Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Чеченская Республика, Брянская, Иркутская, Калужская, Липецкая, Мурманская, Томская области, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Субъекты Российской Федерации (Республика Алтай, Вологодская, Калужская Липецкая области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа отмечают, что передача доходов от применения упрощенной системы налогообложения в местные бюджеты увеличивает доходную базу последних и выступает стимулом для развития собственной налоговой базы. Так, в Вологодской области за период 2011-2013 годов доля доходов от применения упрощенной системы налогообложения в доходной базе местных бюджетов увеличилась с 3 до 10%.

Рассматриваемое решение, по мнению отдельных субъектов Российской Федерации (Калужская, Липецкая и Мурманская области, Ханты-Мансийский автономный округ), положительно влияет на количество и объем муниципальных целевых программ развития малого предпринимательства.

По мнению Минэкономразвития России, передача 100% доходов от применения упрощенной системы налогообложения на местный уровень завершит формирование системы налоговых стимулов для органов местного самоуправления в целях формирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Необходимо также подчеркнуть, что эффект от принятия решения о передаче доходов от применения упрощенной системы налогообложения на местный уровень не может носить краткосрочный характер, поскольку такое решение является необходимым элементом комплексного подхода к формированию муниципальной политики содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Также сообщаем, что в рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д. Медведева по итогам ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титова Минфином России совместно с Минэкономразвития России будет проработан вопрос о расширении источников дохода бюджетов муниципальных образований в целях повышения уровня их вовлеченности в деятельность по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет установления дополнительных отчислений в бюджеты муниципальных образований по всем налоговым поступлениям, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере 75% прироста объема таких платежей в отчетном периоде. 



Теги: Пермяков, предприниматели, правительство, Медведев

Возврат к списку