Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

История ВГД

25 января 1952 года будущий город приобрел первый свой официальный статус. «Руководствуясь декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 30 августа 1926 года, зарегистрировать в Среднеахтубинском районе новый населенный пункт, возникший в результате строительства Сталинградской ГЭС, присвоив ему наименование поселок Волжский». Это было решение исполкома Сталинградского областного совета. Но в первые же недели после принятия этого решения руководство строительства ГЭС и власти Среднеахтубинского района столкнулись с рядом трудностей: общие проблемы строительства ГЭС и предприятий решались непосредственно в Москве или Сталинграде, а формальные вопросы развития поселка приходилось согласовывать с исполнительным комитетом Среднеахтубинского районного Совета депутатов. Поэтому, буквально через два месяца после регистрации поселка появился новый документ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, в котором говорилось: «Подчинить Волжский поселковый Совет областному Совету депутатов трудящихся».

Работу по образованию поселкового Совета и исполкома взял на себя Александр Сидорович Заболотников. 20 июля 1952 года состоялось первое заседание Совета, где был избран исполнительный комитет. Председателем исполнительного комитета выбран Александр Сидорович. С первых дней поселковый Совет начал заниматься нуждами растущего поселка. Открываются школы, больницы, поликлиники. Начинает работать ЗАГС, где регистрируют первые браки и рождения. За два года состоялось 15 сессий поселкового Совета.

22 июля 1954 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании рабочего поселка Волжский в город Волжский. После него поселковый Совет стал именоваться Волжским городским Советом депутатов трудящихся. Первым председателем исполнительного комитета городского Совета был избран Григорий Иванович Снесь.

В первые годы своего существования поселок, а потом и город, были, по сути, составной частью строящегося гидрокомплекса. В этих условиях главным человеком в городе фактически был начальник строительства гидростанции. Он возглавлял коллектив, членами которого были три четверти волжан. Через него шли финансовые потоки, он отвечал перед правительством за ход работ.

Представительная власть города на этом фоне такого влияния конечно не имела. Однако при всей условности тогдашней избирательной системы, в депутаты городского Совета выдвигались люди активные, неравнодушные к своим депутатским обязанностям. Они поднимали проблемы развития социальной сферы города, как на сессиях городского Совета, так и на собраниях общественных и партийных организаций.

В 1958 году было принято постановление правительства о развитии химической промышленности, которое предусматривало строительство химкомбината и ряда других крупных предприятий в нашем городе. В связи с этим очередной раз был пересмотрен и уточнен генеральный план. В 1959 году была выполнена районная планировка и новый генплан был утвержден Волжским городским Советом.

С пуском ГЭС и появлением первых крупных предприятий «монополии» руководства «Волгоградгидростроя» на принятие решений по приоритетам развития города не стало. Волжский городской Совет и его исполнительный комитет получили больше самостоятельности, больше возможности для своей работы.

Развитие города финансировалось министерствами и ведомствами, предприятия которых располагались на территории Волжского. Городской Совет определял приоритеты.

Основные вопросы обсуждались исполнительным комитетом и депутатскими комиссиями в процессе подготовки к сессиям городского Совета. Многие члены исполкома и комиссии были видными хозяйственниками, руководителями предприятий, имели большой производственный и административный опыт.

Поскольку, согласно действующей конституции, КПСС являлась организующей и направляющей силой, в канун проведения сессии Совета, его повестка и проекты решений обсуждались на бюро городского комитета партии. Бюро поручало депутатам-коммунистам проводить принятые решения. Поскольку подавляющее большинство депутатов были членами КПСС, рекомендации бюро принимались Советом практически всегда.

Крупные хозяйственники чаще всего были и депутатами и членами горкома партии, поэтому одну и ту же работу депутат вел как бы параллельно, по «советской» и по «партийной» линиям. По неписаной традиции первый секретарь горкома партии был не только депутатом, но и членом исполнительного комитета городского Совета. А председатель горисполкома обязательно был членом бюро горкома КПСС. Хотя кандидаты в депутаты выдвигались от трудовых коллективов, их состав подбирался и утверждался партийными органами.

В конце восьмидесятых годов началась перестройка системы власти в стране. В марте 1989 года в Волжском прошли первые выборы в городской Совет на альтернативной основе. В городской Совет было избрано двести депутатов. С таким количеством полномочных представителей решать оперативные вопросы было трудно, поэтому из состава депутатов был избран так называемый «Малый» Совет.

В то же время, в соответствии с принятым Законом о местном самоуправлении, исполнительный комитет Совета депутатов был упразднен, а вместо него из состава депутатов был избран глава администрации города с передачей ему основных функций председателя исполкома. Последним председателем исполнительного комитета Волжского Совета депутатов трудящихся и первым главой администрации города стал Лев Михайлович Кириченко.

Одновременно с этим был избран председатель Совета депутатов, им стал Валентин Тимофеевич Трофимов. На сессиях городского Совета утверждались руководители подразделений администрации, городских служб, решались текущие вопросы жизни города, разрабатывался Устав города. Но отличительной особенностью работы депутатов этого созыва было то, что на заседаниях постоянно поднимались вопросы общеполитического характера, проблемы взаимоотношений советских, партийных и административных органов.

Указом Президента России в 1993 году деятельность местных Советов была приостановлена. Вся полнота власти в городе перешла к городской администрации. Для принятия коллегиальных решений по основным вопросам городской жизни по инициативе администрации в Волжском была создана коллегия городской администрации, в которую вошла часть наиболее активных и влиятельных депутатов предшествующего созыва.

С 1993 по 1995 год органов местного самоуправления в России не существовало.

В 1995 году вышел федеральный закон о местном самоуправлении. В соответствии с этим законом в декабре 1995 года в Волжском были проведены выборы в представительный орган власти. Выборы проходили по 15 одномандатным округам на альтернативной основе.

После выборов на одном из первых заседаний представительный орган был назван Волжским городским Советом. Первым председателем этого Совета стал Юрий Васильевич Богданенко.

Работа этого состава Волжского городского Совета начиналась в принципиально новых условиях. Со времени предыдущего созыва прошли кардинальные события. В стране сменился общественно-политический строй. Депутатам Волжского городского Совета по сути дела все пришлось начинать с нуля. Одной из первоочередных задач стала разработка и принятие Устава города, а также разграничение полномочий Городского Совета и администрации города. Благодаря активности депутатов, обсуждение проекта Устава стало поистине городским. Эта работа длилась почти два года. Доработанный и согласованный Устав города Волжского был принят городским Советом 15 апреля 1998 года.

Новым в работе городского Совета было и то, что появилась практика оценки постановлений судебными органами. В судебном порядке решения представительного органа оспариваются в том случае, если, по мнению истца, те или иные из них противоречат федеральным или областным законам или ущемляют права какой-то части города.

Одним из главных направлений работы представительного органа стало также обсуждение и принятие бюджета города.

Депутаты созыва 2000-2005 года начали свою деятельность, уже имея достаточную законодательно-нормативную базу. Кстати, целый ряд депутатов работали в представительном органе города предыдущего созыва. Председателем избран Виктор Аскерович Кулиев. Все это позволило ускорить решение вопросов организации деятельности нового состава предварительного органа. Именно в этом созыве по предложению депутатов Волжский городской Совет был переименован в Волжскую городскую Думу.

В это же время в Российской Федерации началась активная работа по упорядочению системы местного самоуправления, разрабатывается соответствующее Федеральное законодательство. В городе Волжском к этому времени решено привести Устав города в соответствие новым требованиям о местном самоуправлении. В частности 131 ФЗ четко прописывал несколько моделей формирования местных представительных органов власти. Таким городам как Волжский законом рекомендован состав депутатов в количестве от 25 до 30 человек. В Уставе города состав ВГД определен в количестве 30 человек. Но что самое главное, воспользовавшись новой нормой, в Уставе был определен совершенно новый для местного уровня порядок формирования Думы: выборы должны были пройти по пропорциональному принципу только для списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Для органа представительной власти это был первый опыт в России. Только с 2007 года по такой модели стала формироваться и ГД Российской Федерации.

Кроме того, новое законодательство предусматривало создание Контрольно-счетной палаты. В дальнейшем КСП была создана как самостоятельное юридическое лицо на базе контрольно-счетного отдела ВГД.

По результатам выборов 9 октября 2005 года был сформирован новый состав ВГД (созыв 2005-2009 г.г.), в который вошли представители партии «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и партии «Родина».

Социальный портрет Думы созыва 2005-2009 гг. выглядел так: из тридцати избранных депутатов четверо – руководители муниципальных предприятий, тринадцать бизнесменов, а также юристы, представители науки, образования… Кроме того, в этом созыве были избраны пять депутатов-женщин. Впервые в истории Волжского женщина возглавила представительную власть города: председателем Думы избрана Татьяна Петровна Бухтина. Были утверждены составы одиннадцати постоянных депутатских комиссий. В этом созыве на постоянной основе работали уже только 3 депутата (10% от избранного числа): председатель и два заместителя председателя. Этот созыв в силу самого принципа избрания продиктовал и появление в городской Думе фракций политических партий. Изначально в ВГД были зарегистрированы 4 фракции: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Родина». В дальнейшем, после объединения на федеральном уровне партии «Родина» с другими политическими партиями, соответствующая фракция в ВГД прекратила свое существование. Тогда же в ВГД начинает действовать Совет Думы. Он имел неофициальный характер, но стал своеобразным согласительным органом, при помощи которого удается привести к общему знаменателю точки зрения фракций по всем вопросам, выносимым на рассмотрение представительного органа.