Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Муниципалитеты должны развиваться

Муниципалитеты должны развиваться

10.10.2013

Местное самоуправление

Межбюджетные отношения, формирование муниципальных дорожных фондов, организация автобусных перевозок и другие актуальные проблемы были в центре внимания участников состоявшегося 9 октября в Волжском заседания Совета руководителей представительных органов муниципальных образований Волгоградской области при Волгоградской областной Думе.

Открыл дискуссию специально приглашенный на заседание глава администрации Волжского Игорь Воронин, который, по мнению собравшихся, задал правильный вектор обсуждения. Игорь Николаевич продемонстрировал две таблицы. Одна из них показывала в сравнении темпы роста областного бюджета и городского бюджета Волжского. Цифры таковы: 138,8 на 127,5 процентов соответственно. Похожая пропорция наблюдается по многим муниципальным образованиям региона. Это «отставание», заложенное в действующем принципе межбюджетных отношений приводит к тому, что муниципалитеты часто вынуждены брать кредиты, которые затем очень трудно обслуживать. В Волжском, к примеру, привлечение кредитов в бюджет городского округа на 1 сентября 2013 года составило 1 млрд 475 млн рублей. И в ближайшие годы ситуация может подойти к критической отметке.

Представители крупных муниципальных образований, в частности, Михайловского, Камышинского, Жирновского также считают, что дисбаланс между количеством местных полномочий и их финансовым обеспечением – одна из основных проблем, тормозящих полноценное развитие территорий. В ряде случаев, на муниципалитеты возлагаются несвойственные для них обязанности, имеющие по своей природе общегосударственный или региональный характер.

И хотя, как отметил в своем выступлении заместитель министра финансов Волгоградской области Дмитрий Завьялов, областные власти стараются сохранять баланс, переводя на региональный уровень финансирование различных сфер деятельности, например, здравоохранения, дошкольного образования, на местах укрепилось мнение, что действующие межбюджетные отношения фактически исключают возможность формирования бюджетов развития муниципальных образований. Также возрастает зависимость муниципальных образований от трансфертов из вышестоящего органа государственной власти.

На заседании прозвучали такие цифры: в Волгоградской области на решение вопросов местного значения требуется дополнительно порядка 40 млрд. рублей. Не считая того, что в областном бюджете текущего года на эти цели запланировано 20 млрд. рублей, столько же составляют собственные местные доходы. Очевидно, ежегодные расходы «на жизнь» муниципальным образованиям должны в 2-2,5 раза превышать объем средств, поступающих сегодня в местные бюджеты на решение вопросов муниципального значения.

Отвечая на вопросы коллег, заместитель председателя Волгоградской областной Думы Анатолий Бакулин подчеркнул, что областные депутаты работают над решением этой проблемы.

Подводя итог обсуждению первого вопроса, было сформировано решение, в котором органам местного самоуправления рекомендовано, в частности, принимать меры по оптимизации бюджетных расходов, разработать более эффективные механизмы использования муниципальной собственности, обеспечивающие полноту поступлений доходов от сдачи ее в аренду, провести четкую инвентаризацию земель, выявив неиспользованные участки для последующего расширения налоговой базы.

Комментируя принятое решение, председатель Волжской городской Думы Дмитрий Ястребов отметил, что у руководителей представительных органов власти есть общее понимание ситуации: для того чтобы муниципальные образования развивались, прежде всего должно повышаться качество муниципального менеджмента, а не только проценты отчислений при распределении бюджета. «При этом должны быть созданы условия, стимулирующие развитие муниципалитетов и районов. Смысл этих предложений в том, что если местные руководители развивают свою территорию, привлекают инвесторов, создают новые рабочие места, открывают новые производства, внедряют новые технологии, то, как следствие, увеличивается налогооблагаемая база и увеличивается поступление налогов во все уровни. Соответственно, в этом районе должно оставаться больше средств для его дальнейшего развития», – подчеркнул Дмитрий Васильевич.

Как известно, со следующего года не менее 10% топливных акцизов должны передаваться в территории для формирования муниципальных дорожных фондов. Это будут «окрашенные деньги», предусмотренные федеральным законодательством, которые можно расходовать исключительно на дорожное хозяйство. Вопрос сейчас стоит только в том, какой процент отдавать муниципалитетам – 10% или больше.

В предложениях, озвученных в ходе заседания, назывались такие цифры. Первое – распределение 10 процентов от поступления акцизов в муниципальные дорожные фонды в зависимости от протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Второе – субсидии 5 процентов от дорожного фонда Волгоградской области, исходя из количества транспортных средств и розничной продажи бензина. Третье – субсидии 5 процентов от дорожного фонда Волгоградской области, исходя из поступлений транспортного налога.

Рассказывая о формировании дорожных фондов, Анатолий Бакулин сообщил, что депутаты Волгоградской областной Думы вышли с обращением к председателю Правительства РФ, в котором предлагают перераспределить нефте-акцизы в пользу городов – миллионников. «В случае пересмотра методики, – пояснил Анатолий Бакулин, – дополнительное финансирование получат регионы, в которых расположены города-миллионники, не имеющие обходов, отнесенных к федеральным дорогам. Проще говоря, объездных дорог. Таких городов в России семь, в их числе административный центр нашего региона – город Волгоград».

Депутаты считают, что новая методика обеспечит поступление в областную казну дополнительно трех миллиардов рублей и качественную дорожную инфраструктуру, как в областном центре, так и в других муниципальных образованиях региона.

То есть надежда, что в вскоре дороги Волгоградской области и, в частности города Волжского станут гораздо лучше, есть.

Участниками заседания было отмечено, что организация транспортного обслуживания населения, прежде всего, льготников, требует значительных расходов. В прошлом году, по информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, организациям автомобильного транспорта на возмещение убытков, возникающих в результате госрегулирования тарифов на перевозку пассажиров из областного бюджета, предоставлено субсидии в размере 584,5 млн. рублей.

Подавляющее большинство сельских районов дотационны и, по заверению руководителей представительных органов сельских районов, без финансовой поддержки в организации пассажирских перевозок не обойтись.

Выход в районах видят один: в соответствии с расчетами получить субсидии из областного бюджета на сбалансированность местных бюджетов для решения вопросов местного значения для покрытия убытков транспортным предприятиям. Проще говоря, рассчитывают на пересмотр межбюджетных отношений и на финансовую помощь областного центра. Объем финансовой поддержки зависит от расчетов, которые должен сделать в каждом районе применительно к муниципальному образованию. Мнения высказывали различные, но суть осталась одной: без финансовой поддержки субъекта муниципалитетам не обойтись. И областные власти в бюджет следующего года необходимые средства готовы заложить.

Подводя итог встрече, заместитель председателя Волгоградской областной Думы Анатолий Бакулин отметил, что мнения, высказанные на этом заседании, помогут быстрее доработать новую методику и принципы межбюджетных отношений, методику создания муниципальных дорожных фондов. При этом особое внимание будет уделено антикоррупционной экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, что также будет способствовать более эффективной работе местных органов власти.



Возврат к списку