Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

УПРАВЛЕНИЕ МИНЮСТА ИНФОРМИРУЕТ ВОЛЖАН О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

10.03.2017

Общество

Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Это право имеют также иностранцы и лица без гражданства (ч. 3 ст.62 Конституции РФ). 

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - единственный действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.

Когда нарушается законодательство о правах и свободах человека и гражданина, то за их защитой лицо может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления.

Какие права предоставлены гражданам действующим законодательством?

Граждане имеют право:

1) обратиться в органы: 

- как индивидуально (единолично), так и в группе с другими лицами (коллективно); 

- как устно при личном приеме, так и письменно, направив свое сообщение любым удобным способом - по почте или через Интернет (например, по e-mail, на сайте соответствующего органа);

2) не оплачивать любые обращения независимо от того, в какой форме они поданы, так как они рассматриваются бесплатно; 

3) прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял свое обращение, заявление в произвольной форме; 

4) обжаловать в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (например, пропуск сроков его рассмотрения или отказ в ответе по существу без должных оснований).

Что необходимо знать гражданину, чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?

Гражданину, чтобы получить ответ на свое обращение, необходимо: 

- указать в нем Ф.И.О. и почтовый адрес, по которому он ожидает ответ или электронный адрес;

- написать текст разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы у должностного лица не было соблазна отписаться замечанием о том, что обращение «не поддается прочтению»; 

- приводить новые доводы или обстоятельства в очередном обращении в тот же орган (к тому же должностному лицу), если ранее многократно давался не устраивающий его ответ на обращение по тому же вопросу.

Что не допускается указывать в обращении?

- выражать в обращении свои гневные чувства по отношению к какому-либо должностному лицу или деятельности органа в целом (то есть употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи); 

- обжаловать судебное решение - такая жалоба будет возвращена гражданину с формальной отпиской о порядке обжалования судебного решения по подведомственности и подсудности.

Какие сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?

Гражданину следует иметь в виду, что установлены сроки рассмотрения письменного обращения (независимо от способа его поступления - по каналам связи или в ходе личного приема) - 30 дней с момента регистрации обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней (например, при необходимости получения ответа на направленный запрос). О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен. 

Какие нарушения допускаются сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан?

Нарушения допускаются различные: оставление заявления без ответа, несвоевременная дача ответа, проведение проверки не в полном объеме и др.

Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений и жалоб?

Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру по месту расположения органа (организации, учреждения), либо в суд. Возбудить дело об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ вправе прокурор.

Обращения граждан позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов управления, исправить их ошибки. Обращения выступают и как форма обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Л.Л. Васильчук,

ведущий специалист-эксперт отдела по обеспечению деятельности Управления Минюста России по Волгоградской области                                          



Теги: Волжская городская Дума

Возврат к списку