УПРАВЛЕНИЕ МИНЮСТА ИНФОРМИРУЕТ ВОЛЖАН О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
10.03.2017
Общество
Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Это право имеют также иностранцы и лица без гражданства (ч. 3 ст.62 Конституции РФ).
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - единственный действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.
Когда нарушается законодательство о правах и свободах человека и гражданина, то за их защитой лицо может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления.
Какие права предоставлены гражданам действующим законодательством?
Граждане имеют право:
1) обратиться в органы:
- как индивидуально (единолично), так и в группе с другими лицами (коллективно);
- как устно при личном приеме, так и письменно, направив свое сообщение любым удобным способом - по почте или через Интернет (например, по e-mail, на сайте соответствующего органа);
2) не оплачивать любые обращения независимо от того, в какой форме они поданы, так как они рассматриваются бесплатно;
3) прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял свое обращение, заявление в произвольной форме;
4) обжаловать в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (например, пропуск сроков его рассмотрения или отказ в ответе по существу без должных оснований).
Что необходимо знать гражданину, чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?
Гражданину, чтобы получить ответ на свое обращение, необходимо:
- указать в нем Ф.И.О. и почтовый адрес, по которому он ожидает ответ или электронный адрес;
- написать текст разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы у должностного лица не было соблазна отписаться замечанием о том, что обращение «не поддается прочтению»;
- приводить новые доводы или обстоятельства в очередном обращении в тот же орган (к тому же должностному лицу), если ранее многократно давался не устраивающий его ответ на обращение по тому же вопросу.
Что не допускается указывать в обращении?
- выражать в обращении свои гневные чувства по отношению к какому-либо должностному лицу или деятельности органа в целом (то есть употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи);
- обжаловать судебное решение - такая жалоба будет возвращена гражданину с формальной отпиской о порядке обжалования судебного решения по подведомственности и подсудности.
Какие сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?
Гражданину следует иметь в виду, что установлены сроки рассмотрения письменного обращения (независимо от способа его поступления - по каналам связи или в ходе личного приема) - 30 дней с момента регистрации обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней (например, при необходимости получения ответа на направленный запрос). О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен.
Какие нарушения допускаются сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан?
Нарушения допускаются различные: оставление заявления без ответа, несвоевременная дача ответа, проведение проверки не в полном объеме и др.
Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений и жалоб?
Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру по месту расположения органа (организации, учреждения), либо в суд. Возбудить дело об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ вправе прокурор.
Обращения граждан позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов управления, исправить их ошибки. Обращения выступают и как форма обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.
Л.Л. Васильчук,
ведущий специалист-эксперт отдела по обеспечению деятельности Управления Минюста России по Волгоградской области
Теги: Волжская городская Дума